Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Оренбургской области от 15.09.2008 года № 2369/497-IV-ОЗ «О противодействии коррупции в Оренбургской области», руководствуясь Уставом муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, Совет депутатов РЕШИЛ: 1.Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района согласно приложению. 2.Признать утратившими силу решения Совета депутатов муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района от 17.03.2009 № 101 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет и их проектов», от 28.04.2010 № 137 «О внесении изменений в решение № 101 от 17.03.2009 г. «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления». 3.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя Совета депутатов муниципального образования Васильевский сельсовет. 4. Решение вступает в силу после официального опубликования в газете «Васильевский вестник». Глава муниципального образования Н.В. Куверьянова Разослано: в дело, прокурору, районной администрации
Приложение к решению
13.05.2016 № 34
Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области (далее – органов местного самоуправления).
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является выявление при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
1.3. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
1.4. Антикоррупционной экспертизе подлежат принятые органами местного самоуправления нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов при их правовой экспертизе и мониторинге их применения.
1.5. В соответствии с настоящим Положением антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов: - Совета депутатов муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района; - главы муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района; - Администрации муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района.
1.6. Нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов по вопросам, предусмотренным пунктами 1-3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подлежат направлению на бумажном и электронном носителях в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы.
1.7. Рассмотрение актов прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
2.2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц); г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага). и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются: а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
3.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется специалистом 2 категории, при их правовой экспертизе.
3.3. Проекты нормативных правовых актов, разработанные должностными лицами органов местного самоуправления (далее – разработчики проекта), направляются разработчиками проектов специалисту 2 категории для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.4. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, не должен превышать двух рабочих дней со дня поступления проектов нормативных правовых актов специалисту 2 категории. Антикоррупционная экспертиза наиболее объемных и сложных проектов нормативных правовых актов проводится до четырех рабочих дней.
3.5. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов специалистом 2 категории оформляется заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы согласно приложению.
3.6. Заключение о выявлении коррупциогенных факторов в проекте нормативного правового акта направляется разработчику проекта и носит рекомендательный характер.
3.7. Результаты антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению разработчиком проекта. Разработчик проекта принимает меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно представляет специалисту 2 категории проект нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу.
3.8. В случае несогласия разработчика проекта с результатами антикоррупционной экспертизы, к проекту нормативного правового акта им составляется пояснительная записка с указанием причин несогласия. Проект нормативного правового акта с пояснительной запиской и заключением антикоррупционной экспертизы направляется разработчиком в комиссию по проведению антикоррупционной экспертизы (далее – комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются постановлением Администрации муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района.
3.9. При отсутствии в тексте проекта нормативного правового акта выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов заключение не составляется.
4. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов
4.1. Должностные лица органов местного самоуправления при мониторинге применения действующих нормативных правовых актов в соответствии со своей компетенцией осуществляют их проверку с целью выявления в них коррупциогенных факторов.
4.2. В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, должностные лица органов местного самоуправления направляют указанный нормативный правовой акт специалисту 2 категории для проведения антикоррупционной экспертизы.
4.3. Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится специалистом 2 категории в сроки определенные п. 3.4. настоящего Положения.
4.4. В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов по результатам проведения антикоррупционной экспертизы специалистом 2 категории оформляется заключение. При отсутствии в тексте нормативного правового акта выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов заключение не составляется.
4.5. Заключение антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению должностными лицами, направившими нормативный правовой акт специалисту 2 категории для проведения антикоррупционной экспертизы.
4.6. При наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, должностными лицами органов местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней осуществляется подготовка проекта нормативного правового акта, устраняющего выявленные коррупциогенные факторы.
4.7. В случае наличия разногласий, возникающих при оценке коррупционных факторов, указанных в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта, применяется порядок, предусмотренный п. 3.8. настоящего Положения.
Приложение к Положению о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района
Форма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
________________________________________________________________ (указывается наименование нормативного правового акта/проекта нормативного правового акта) В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, специалистом Администрации муниципального образования Васильевский сельсовет Курманаевского района проведена антикоррупционная экспертиза _________________________________________________________, (нормативного правового акта/проекта нормативного правового акта) в результате выявлены следующие коррупциогенные факторы: _____________________________________________________________________________ (отражаются все выявленные в нормативном правовом акте /проекте нормативного правового акта коррупциогенные факторы со ссылкой на положения Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96) В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора предлагается: Вариант 1: Разработать проект нормативного правового акта об отмене либо о внесении изменений в действующий нормативный правовой акт. Вариант 2: Доработать проект нормативного правового акта с устранением положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. ______________ (дата) ____________________________ _____________ ___________________________
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)